Бизнес идея — организация системы дистанционного образования

В последнее время все большее распространение получает система дистанционного образования. Она гибка, удобна и доступна. Более того, с точки зрения бизнеса организация системы дистанционного образования может приносить совсем неплохой доход.
Дистанционное образование, по сути, не является самоцелью, а служит для достижения вполне конкретных целей и имеет при этом массу преимуществ. Среди них:

1. Индивидуальный подход к обучению. Система дистанционного образования учитывает такие индивидуальные особенности обучаемых как уровень их начальной подготовки, мотивацию к обучению, скорость восприятия информации, предпочитаемые формы подачи информации, склонность к работе в группе, предметную область, необходимые глубину и объем материала и пр. По сути, индивидуальный подход позволяет, в конечном счете, существенно повысить качество обучения.

2. Персонализация процесса обучения. Суть дистанционного обучения заключается в обучении в соответствии с индивидуальным графиком, а не в рамках учебной группы, где учебный процесс между учащимися так или иначе синхронизирован и все работают по одному и тому же графику. Более того, индивидуальный график дистанционного обучения может быть с легкостью изменен в зависимости от текущей занятости обучаемого и тех темпов, с которыми он воспринимает информацию.

3. Интенсификация обучения или изменение характера преподавания.

4. Повышение качественного уровня обучения, которое достигается благодаря использованию в учебном процессе новых приемов, принципов, а также технических средств, среди которых учебные материалы на CD, Интернет и пр. Стоит отметить, что современные технические средства, являясь последствием стремительно развивающегося технического прогресса, при правильном использовании приносит немалую пользу.

5. Освоение новых сегментов рынка услуг в сфере образования. Здесь речь идет о дистанционном образовании как одном из средств, которое не ограничено какими-либо границами и позволяет существенно экономить время всех участвующих в нем сторон. Например, дистанционное образование незаменимо в тех случаях, когда доступ к обучению ограничен удаленностью, не подходящей системой предоставления образовательных услуг или стоимостью обучения.

6. Сохранность и возможность тиражирования педагогических знаний, опыта и методик преподавания. Очень часто случается так, что авторские уникальные учебные курсы никоим образом не сохраняются и не записываются. Система дистанционного образования в полной мере решает эту проблему.

7. Удешевление учебного процесса. По сравнению с обычной системой образования дистанционное образование стоит значительно меньше. Во многом это достигается благодаря электронной публикации материалов обучения, которая применяется вместо привычной и широко применяемой полиграфической.

8. Создание эффективного административного ресурса. Стоит отметить, что сложившаяся за многие годы административная система довольно громоздка, неудобна и зачастую не соответствует современным требованиям. В то же время созданная на основе компьютерных технологий альтернатива в виде дистанционного обучения не только решает множество проблем, но и служит своего рода стимулом для повышения эффективности старой административной системы, заставляя ее вступать в конкурентную борьбу с новыми, современными технологиями.

Систему дистанционного обучения можно рассматривать в двух вариантах. Во-первых, как альтернативу традиционной системе обучения, во-вторых, как дополнение к ней, которое позволяет оптимизировать процесс обучения таким образом, чтобы нагрузка преподавателя была максимально учтена. Стоит отметить, что в первом варианте требованиями к системе дистанционного обучения являются создание электронного деканата, синхронизация между собой курсов, осуществление статистического анализа учебного процесса и соблюдение прочих традиционных функций деканата.

Что касается организации доставки обучаемым учебного материала, то этот вопрос решается посредством существующих и широко распространенных на сегодняшний день современных технологий передачи информации и сопутствующих носителей информации. В данном случае речь, конечно же, идет об интернете, интранете, ADSL, видеокассетах, CD-ROM, case-технологиях, рассылках полиграфической продукции по почте и прочих средствах. С одной стороны может показаться, что выбор имеющихся доступных технических средств не так уж и обширен, однако, даже давно ставший привычным интернет обладает целым множеством самых разных субтехнологий. Более того, для принятия правильного решения всех их необходимо тщательно рассматривать и учитывать. В первую очередь следует обратить особое внимание на тот тип информации, который преобладает в учебном материале – текстовый, графический или какой-либо иной, а также на объем информации, который необходим обеспечение адекватного и эффективного процесса обучения.

Сертификация и контроль полученных знаний, которые в традиционном процессе обучения присутствуют в форме контрольных работ, экзаменов и зачетов, в системе дистанционного обучения, как правило, реализуется посредством проведения интерактивных тестов, которые к тому же в большинстве случаев обрабатываются автоматически.

Стоит, однако, отметить, что имеют место и иные варианты организации сертификации и контроля полученных знаний. Например, экзамены и контрольные работы, которые обучаемые выполняют в режиме offline, то есть путем обратной доставки от обучаемого к преподавателю необходимых материалов. Причем непосредственно сама организация системы доставки не представляет особой проблемы. На сегодняшний день существует множество технических средств и решений для решения подобных вопросов. Основной критической точкой, скорее, является вопрос обеспечения достоверности того факта, что преподаватель получил от обучаемого материалы, которые подготовлены учащимся в действительности самостоятельно и без посторонней помощи. Сегодня, к сожалению, система дистанционного образования не обладает такими средствами и не в состоянии обеспечить стопроцентную гарантию. В результате именно это является основной проблемой, которая становится на пути внедрения системы дистанционного обучения. Для ее решения можно рассмотреть два варианта:

1. Организовать специально выделенное место, иными словами учебный класс, в котором обслуживающий персонал сможет гарантировать, во-первых, идентификацию учащихся, во-вторых, режим их индивидуальной работы во время проверки полученных знаний и сертификации. Правильное распределение сертификационной нагрузки между системами самооценки, заочной оценки знаний и очной сертификации позволяет грамотно построить процесс обучения и обеспечить его надежность.

Крайне важную роль в процессе обучения играет оперативное и постоянное взаимодействие и общение, которое связанно с необходимостью ведения дискуссий, разбором с помощью преподавателя материала, для которого необходимы дополнительные индивидуальные комментарии. Для этого целесообразно проводить очные встречи, а также использовать телефонную связь, IP-телефонию, электронную почту, чаты, доски объявлений и конференции.

Отличительной чертой системы дистанционного обучения является ее гибкость, а также гибкость ее отдельных компонентов в отношении участников процесса обучения, то есть учащихся, преподавателей, администрации. Тем не менее, стоит отметить, что довольно часто каждый из них предъявляет к системе дистанционного обучения собственные, нередко крайне противоречивые требования.

Основные составляющие, которые необходимо тщательно проанализировать в процессе внедрения системы дистанционного обучения это — :

1. Предмет внедрения. Крайне важным является определение того, что с точки зрения обучения представляет собой предмет внедрения. Здесь возможны разные варианты, среди них:

— множество автономных обучающих курсов;

— один отдельно взятый курс обучения;

— взаимосвязанные между собой в рамках одной образовательной программы курсы;

— полная система дистанционного образования.

Стоит отметить, что выбор того или иного варианта влияет на очень многое. Так, например, в случае если в качестве предмета внедрения выбран один отдельно взятый курс затраты на его реализацию окажутся минимальными. При этом само внедрение осуществляется конкретным преподавателем и определяется аспектами его работы с обучаемыми.

В случае организации полной системы дистанционного образования следует наладить функционирование всей технологической цепочки обучения, начиная с создания и поддержки отдельного дистанционного обучающего курса и заканчивая компонентами, которые связанны с этапами подготовки и оптимизации расписания занятий, учета разных форм обучения, всех типичных и не типичных ситуаций, учета успеваемости учащихся, взаимосвязи курсов обучения и т. д. Задача эта не из легких и для ее решения потребуется существенная материальная поддержка.

2. Форма обучения. Следующей составляющей является форма обучения. Форма обучения традиционно может быть очной, вечерней и заочной. Однако дистанционному образованию присущи свои формы. Так, преподаватель и обучаемый благодаря средствам коммуникации могут параллельно существовать в учебном процессе и взаимодействовать между собой, а также последовательно. Последний вариант предполагает выполнение учащимся самостоятельной работы. Кроме того, система дистанционного образования может учитывать сразу две формы обучения как параллельную, так и последовательную. Выбор той или иной формы зависит от вида занятий, объема курса и роли в нем преподавателя.

3. Режим обучения. Здесь необходимо определить объединять обучаемых в учебные группы или осуществлять обучение по индивидуальному графику. Оба эти режима возможны в рамках системы дистанционного образования. Наиболее распространенными являются режимы, которые связаны с формированием учебных групп. Тем не менее, и индивидуальное образование является более чем успешным. Причем, обучение по индивидуальным графикам может быть построено как на жестком расписании, так и на основе постоянной синхронизации учебной программы и знаний, получаемых в процессе обучения.

4. Технологические средства. По сути технологические средства представляют собой решения, касающиеся доставки учебного материала обучаемым, сертификации, организации обратной связи, общения учащихся с преподавателем, а также процесса управления учебой. В общем, технологические средства присутствуют практически на всех этапах дистанционного образования.

5. Бюджет, необходимый для организации и функционирования системы дистанционного образования можно условно разделить на две части. Первая часть бюджета представляет собой начальный капитал, необходимый для развертывания системы дистанционного образования и включает в себя затраты разработку учебных курсов, программное обеспечение и техническую часть. Вторая часть бюджета — это затраты, которые связаны с сопровождением курсов, они включают: амортизацию оборудования, аренду каналов, заработную плату преподавателей и пр. Объем первоначальных вложений в первую очередь зависит от сложности системы дистанционного образования.

Источник: bizidei.ru

FC-Barca