В последнее время бытует ошибочное мнение о том, что книги мало кто читает. Пессимисты то и дело норовят похоронить традиционную книгу на бумажном носителе. На самом деле это не соответствует действительности. Книги всегда читали, читают и будут читать. Поэтому торговля книгами по-прежнему остается достаточно привлекательным и выгодным бизнесом.
В реальности существует иной вопрос: что читают? Конечно, в большинстве случаев это не классические произведения. Но, рассматривая эту сферу с точки зрения бизнеса, а не культуры, становится понятным, каким должен быть ассортимент литературы в книжном магазине. А в таком случае, этот вид бизнеса способен приносить существенный доход.
Для открытия одного книжного магазина необходимы затраты в размере примерно 1,5 млн. рублей. Окупаемость такого проекта составляет около года.
Для реализации этой бизнес-идеи прежде всего необходимо пройти процесс регистрации в качестве предпринимателя. Для книжного магазина это, как правило, Общество с ограниченной ответственностью. Стоимость процедуры регистрации составляет от 3 до 4 тысяч рублей. Также придется соблюсти стандартные формальности и получить разрешения СЭС и пожарной инспекции, что обойдется для одного магазина примерно в 200-400 долларов.
Что касается налогообложения, то оплату единого налога на вмененный доход (ЕНВД) осуществляют те магазины, торговая площадь которых не превышает 150 кв. м.
После регистрации необходимо задуматься о помещении. Оно может быть небольшой площади, но должно располагаться в проходном месте. Кроме того, скорее всего помещение потребует проведения ремонтных работ. Главным условием при выборе помещения для размещения в нем книжного магазина является отсутствие сырости, которая способствует разложению и приведению книг в непригодное состояние. Также необходимо позаботиться о создании интерьера, приобретении мебели, книжных стеллажей и вывески.
Следующим этапом станет приобретение товара – книг. Для этого необходимо напрямую договориться с издательствами. Как правило, издательства согласны на оплату книг после их продажи и не требуют предоплаты. Для нормального функционирования книжного магазина потребуется примерно 10 тыс. книг, что обойдется в 1 млн. рублей. Наценка на этот вид товара составляет 50–60%.
Кроме книг на бумажных носителях можно также осуществлять продажу аудиокниг, которые в последнее время пользуются большой популярностью.
Для работы книжного магазина потребуется целый штат сотрудников: два или три продавца-консультанта, кассир, товаровед, бухгалтер. Фонд оплаты труда составит примерно 78 тыс. рублей в месяц. Функции директора и менеджера по рекламе в небольших книжных магазинах выполняет, как правило сам владелец бизнеса.
Лучшей рекламой для книжного магазина является удачное местоположение и вывеска, а также раздача листовок в непосредственной близости от самого магазина. Кроме того, возможно проведение всевозможных акций, обещающих скидки на приобретаемые книги.
Немаловажным и весьма эффективным является использование в книжном бизнесе сети Интернет. Речь идет не только о сайте, на котором в рекламных целях размещена информация о магазине. В данном случае можно на базе уже существующего книжного магазина открыть виртуальный, то есть интернет-магазин. Для этого кроме непосредственно самого сайта необходимо создать системы заказа, доставки и оплаты книжной продукции. Самым надежным и дешевым методом является курьерская доставка с оплатой на месте. Кроме того, можно также использовать и почтовую службу. Не смотря на то, что она обладает определенными недостатками, связанными с потерями времени, а иногда и самих посылок, она способна существенно расширить область продаж и получать заказы из других городов, а соответственно и дополнительную прибыль.
Немаловажным является компьютеризация магазина и снабжение его необходимым программным обеспечением. Для этого необходимо прибрести складскую программу, регистратор продаж, а также программу для бэкофиса, позволяющую осуществлять анализ закупок, продаж, продвижения товара и пр.
Стоит отметить, что существует несколько форматов, в которых возможно существование бизнеса по продаже книг. Это книжный магазин, книжная лавка и книжная сеть. Как ни странно, формат книжного магазина постепенно вымирает и на сегодняшний день является самым невыгодным. Для него характерны низкая рентабельность и оборачиваемость, вследствие того, что торговая наценка на книги совсем невелика и книги не являются товаром первой необходимости, которые людям необходимо покупать каждый день. А вот за книжными лавками и книжными сетями действительно будущее.
Книжные сети позволяют получать стабильный неплохой доход и являются достаточно прибыльным бизнесом. Основные затраты состоят в создании склада и головного офиса, где осуществляется самая высокооплачиваемая, сложная и высокотехнологичная работа. В то время как торговые точки практически не требуют затрат, кроме содержания торговых площадей и заработной платы продавцов.
Специфика книжной лавки заключается в том, что она предназначена для гурманов и имеет узкую специфику. По сути это клуб по интересам, специализирующийся на интеллектуальном продукте, выпускаемом маленькими тиражами, в котором продавец хорошо знает своего покупателя и его вкусы. Такие лавки можно встретить в столицах и в в университетских городах. Очень часто такие лавки функционируют в качестве «платных университетских библиотек», где продается литература, без которой невозможно обойтись при написании дипломов, диссертаций и при ведении научной работы.
Для книжной лавки крайне важной является уютная и комфортная атмосфера, индивидуальный подход к каждому покупателю.
Для успешного развития владелец книжного бизнеса должен быть всегда в курсе всех новинок и событий в этой сфере.
Источник: