Дизайн как искусство и культ: фарфор веджвуд

Дизайн товара, то есть его внешний вид, всегда играл в торговле огромную роль. Особенно же важен он сейчас, когда внимание покупателя надо привлекать и постоянно поддерживать. Даже при высоком качестве плохо оформленный товар имеет не много шансов на успех в конкурентной борьбе. А в некоторых случаях дизайн становится основополагающим фактором, обеспечивающим товару и спрос, и престиж, и имя. Яркий тому пример – история торговой марки «Веджвуд».

В торговле посудой дизайн играет особую роль. По большому счету, неудобных тарелок, чашек и столовых приборов практически не бывает. Форма их основных элементов давно определена и стандартизирована. Но что же тогда отличает тарелки и вилки, которые нам служат каждый день, от праздничного сервиза, какой наверняка припрятан почти в каждом доме и извлекается на свет божий только в честь особых случаев? Именно в оформлении, то есть дизайне, и состоит эта разница. Именно дизайн, а также особенности материала и, конечно же, престиж фирмы-производителя дает 80 % (а иногда и 95 %) стоимости элитной посуды. И разумеется, такие предметы, часто перешедшие из разряда столовой утвари в категорию шедевров искусства, использовать для быстрого утреннего поедания скучных макарон никто не станет. Особый дизайн требует особого отношения. Потому название английской компании «Веджвуд» (Wedgwood) давно стало символом роскоши, утонченности и аристократизма.

За 240 лет своей истории эта компания не просто приобрела имя и принесла владельцу доход. Посуду этого производителя вполне заслуженно считают эталоном, верхом совершенства. Веджвуд – королевский фарфор и в переносном, и в прямом смысле: говорят, что сама королева Англии ежедневно пьет чай из этой посуды, а царственные семейства всей Европы считали необходимым наличие хотя бы одного сервиза этого производителя в своих коллекциях.

Яркий пример: Екатерина ІІ, известная не только своим талантом правительницы, но и тонким вкусом и неподдельным интересом к прекрасному, не осталась равнодушной к веджвудскому фарфору. Для графа Григория Орлова, своего фаворита, императрица приобрела сервиз под названием «Лягушка». Это было поистине масштабное приобретение: сервиз состоял из более чем 1500 предметов. На каждом из них изображены пейзажи, фигуры, разнообразные сценки и т. д. Самое же поразительное в том, что сюжет каждого из изделий уникален, но при этом все предметы объединяет единая тема. Свое название фарфоровое чудо получило благодаря зеленой лягушке, изображенной на гербе сервиза (он есть на каждой вазе, чашке, кувшине и блюдце).

Традиция, заложенная царицей, прижилась: для наиболее важных приемов российская администрация не так давно купила веджвудский сервиз из 47000 предметов.

С чего все началось? С того, что в 1759 году известнейший британский мастер керамики Джозайя Веджвуд (1730–1795), оказавшийся к тому же весьма прогрессивным и успешным бизнесменом, при помощи Томаса Бентли, купца из Ливерпуля, открыл мануфактуру по производству фаянса. Будучи фанатично преданным своему делу, Веджвуд постоянно что-то изобретал, экспериментировал, совершенствовал технологию производства и обработки фарфора. Он добивался неповторимой прозрачности и чистоты цвета своих изделий, исследуя все возможности и качества фарфора. На этом пути неутомимого творца ждали как разочарования, так и успехи. В конечном же итоге открытия Джозайи Веджвуда стали столь же значимыми и эпохальными в деле производства фарфоровых изделий, сколь теория относительности Эйнштейна – в физике.

Наибольшую славу получила разновидность веджвудского фарфора под названием джаспер. Ее отличает поразительная для посуды прочность в сочетании с утонченностью. Необычайно воздушные изделия преимущественно бледно-голубого, светло-зеленого, сиреневого или черного цвета покрывает рельефный декор, разумеется, также выполненный из фарфора. До сих пор мастера компании «Веджвуд» работают строго по разработанной основателем технологии, нанося все элементы декора вручную. Правда, мода все-таки внесла свои коррективы во внешний вид современных веджвудских сервизов: коллекции стали более рационалистичными, сохраняя утонченность и элегантность стиля.

Но вернемся к Джозайе Веджвуду. В его характере чудесным образом соединились черты творца и предпринимателя. Этот человек не только создавал шедевры – он еще и умел их выгодно продавать, причем не кому-нибудь, а августейшим особам! Более того: вырученные деньги он вкладывал в, казалось бы, совершенно ему не нужные предприятия, как мы сказали бы сейчас, инвестируя средства в дальнейшее развитие своего бизнеса. Так, Джозайя спонсировал создание системы каналов, соединивших Стаффордшир с портами Бристоля и Ливерпуля. По этим каналам и экспортировалась в дальнейшем его элитная продукция. И усилия керамиста-бизнесмена принесли прекрасные плоды: мало того, что его предприятие приносило ему с каждым годом все больший доход – английская корона пожаловала Веджвуду дворянский титул. Вот так благодаря настойчивости, таланту и умению создавать неповторимый дизайн ремесленник-бизнесмен стал лордом!

Источник: bizidei.ru

FC-Barca