Искусство и наука рекламы: основные принципы

Наш мир сегодня принципиально отличается от того, что было еще четверть века назад. Привыкшие к фильмам и телепередачам без перерывов, к свободным от каких-либо плакатов и надписей по обочинам дорог (за исключением разве что ограниченного количества лозунгов типа «Миру – мир» или «Слава КПСС!», давно уже не воспринимавшихся нашим сознанием), мы были просто ошарашены лавиной рекламных текстов и сюжетов, хлынувших отовсюду: с экранов телевизоров, из радиоприемников, даже со стен домов. Поэтому у многих и создалось впечатление, что реклама – явление новое, возникшее лишь в ХХ веке, когда предложение на некоторые товары превысило спрос. Однако это далеко не так.

Реклама – неизменный спутник торговли на протяжении многих веков. Там, где есть конкуренция (а в торговле она есть практически всегда), не обходится без рекламы. Поэтому еще в Древнем Египте были люди, профессионально занимавшиеся рекламой, – глашатаи. Они за соответствующую оплату зазывали покупателей, всячески расхваливая товар (собственно, термин «реклама» и произошел от латинского слова reklamo – «кричать», «звать»). Были такие глашатаи и в Древней Греции, и в Римской империи. Более того – до наших дней сохранились даже некоторые древние рекламные тексты, высеченные на камнях или записанные на папирусе.

Сегодня же реклама стала неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. О ней ведутся беседы, когда больше не о чем поговорить, о ней слагаются анекдоты, причем в больших количествах. А это уже верный признак того, что в нашем обществе уже не осталось людей, не затронутых воздействием рекламы.

Так что же представляет собой реклама? В специальной литературе это явление определяется по-разному, но суть его такова: реклама – это важный компонент стратегии сбыта любой компании, производящей товары и оказывающей услуги, и ее главная цель – побудить потребителя к покупке.

Далеко не всякий рекламный текст с этой задачей справляется, особенно сейчас, когда со всех сторон нас буквально атакуют сотни плакатов, роликов и прочих рекламных продуктов. Что же делает рекламу эффективной?

Конечно, в любой рекламе должна содержаться информация о продукции и фирме, которая ее производит или продает. Однако только лишь информации для успеха сегодня явно недостаточно: любой товар или услугу предлагают потребителю сразу несколько компаний. Поэтому рекламный текст должен обращать на себя внимание, запоминаться. Каким образом? Очень просто: пробуждая в потребителе определенные эмоции и чувства – удовольствия, удобства, уверенности, новизны или удивления. Хорошо работает и юмор: он не только нейтрализует раздражение, возникающее у человека, когда для показа рекламных роликов прерывают интересную передачу или любимый фильм, но и делает ролик или текст запоминающимся. В итоге очень многие из нас, сами того не замечая, начинают разговаривать рекламными слоганами и, разумеется, активно покупают те или иные товары.

Реклама – это, по сути, страна грез, зримая сказка. Посудите сами: с обложек и страниц глянцевых журналов, с огромных постеров и баннеров, с экранов телевизоров нам радостно и призывно улыбаются миловидные девушки и дамы, прелестные дети, сильные, подтянутые мужчины. Они всегда веселы и счастливы. Да и может ли быть иначе, ведь самые серьезные проблемы, которые могут омрачить жизнь рекламных героев, – это перхоть и кариес, да и те мгновенно исчезают благодаря чудодейственному шампуню или невероятно полезной и эффективной зубной пасте. Реклама демонстрирует зрителю мир вечного праздника, где нет тяжкого труда и рутинной работы, войн и забастовок, неизлечимых болезней и нужды. Даже если кто-либо из обитателей этого мира затеет ссору или расплачется, слезы тут же будут осушены, а конфликт исчерпан благодаря рекламируемому товару – и снова все герои будут сиять улыбками. И весь этот мир придуман и сделан исключительно для потребителя – для его удовольствия, благодаря которому он в конце концов пойдет и купит то, что, возможно, ему совсем не нужно.

Именно так – играя на эмоциях и инстинктах потребителя, – реклама становится все более мощным инструментом влияния и управления массами. Изо дня в день повторяемая, реклама манипулирует людьми, которые этого даже не замечают. Где-то глубоко в подсознании оседают сотни раз виденные образы и слышанные слова, и в результате даже не особенно озабоченный своим внешним видом человек начинает покупать дорогие шампуни, бальзамы, лосьоны и прочую косметику – ведь они дают нам не только красоту, но и здоровье (как утверждает реклама).

Итак, реклама – это мощнейшее оружие, дающее своему обладателю богатство и власть над массами. Именно поэтому деятельность в рекламной сфере стала сегодня одной из наиболее популярных профессий. Но чтобы достичь настоящего успеха в этой сфере, необходимо огромное количество знаний и умений.

Во-первых, реклама – это особое искусство, ведь чтобы создать действительно яркий продукт, необходимо умение творчески мыслить и воплощать свои идеи в эффектные образы.

Во-вторых, реклама представляет собой некий вид спорта: здесь нельзя расслабляться, ведь каждый день и каждая минута проходят в ожесточенной борьбе с конкурентами.

В-третьих, реклама – это, конечно же, бизнес, в котором есть деньги, но есть и опасность их потерять, а потому рекламщику необходимо умение не только анализировать рынок и его тенденции, но и чувствовать его.

В-четвертых, реклама – это целая наука, пользующаяся достижениями и открытиями многих других наук: психологии, экономики, политологии и т. д.

Таким образом, реклама ХХІ века – это уже не просто торговый инструмент, это целая индустрия, во многом определяющая поведение масс.

Источник: bizidei.ru

FC-Barca