Искусство принятия решений

Любой успешный человек ежедневно принимает множество ответственных решений. Если вы хотите достичь определенных высот в какой-либо сфере, вам просто необходимо освоить это искусство.

Конечно, принятие любого решения – это риск, степень которого может быть больше или меньше. Риск этот заключается в том, что, делая выбор, мы принимаем одно и отказываемся от другого, не зная наверняка, полностью ли мы правы. Именно это пугает многих. Мы сомневаемся, переживаем, верно ли поступаем, ищем поддержки и помощи у людей, часто некомпетентных в данном вопросе, получаем разные советы, запутываемся еще больше и наконец совершенно теряем способность трезво мыслить. И в подавляющем большинстве случаев все эти терзания оказываются напрасными, потому что масштаб проблемы настолько мал, что она не стоит и пяти минут размышлений.

Успешные руководители, топ-менеджеры умеют быстро и без лишних колебаний принимать любые решения. В бизнесе это просто необходимо: прибыль получает тот, кто успевает первым сориентироваться в ситуации.

Вы тоже так хотите? Тогда изучите правила принятия решений, разработанные специально для профессиональных управленцев.

1. Максимально точно определить сферу и рамки ответственности.

Чем крупнее бизнес, чем больше компания, тем больше решений необходимо принимать. А потому каждому менеджеру нужно точно знать, по каким именно вопросам он должен и может принимать решения, чтобы не брать на себя лишнюю ответственность. Кроме того, надо уметь быстро определять степень важности каждого вопроса, чтобы уделить максимум внимания самым насущным и неотложным. Да, это тоже выбор. Определение приоритетности того или иного дела – это тоже принятие решения, причем оно должно происходить очень быстро. Но только так можно приблизиться к успеху и не утонуть в ворохе второстепенных вопросов и задач.

2. Уяснить последствия каждого варианта решения.

За все последствия любого решения отвечает тот, кто его принял. Если же по той или иной причине вы не несете всю полноту ответственности за решение, не принимайте его. А чтобы ощутить, насколько адекватно и приемлемо принимаемое решение, специалисты советуют наемным управленцам представить, что компания, в которой они трудятся, принадлежит им. Такое вживание в роль владельца предприятия очень помогает понять, что действительно нужно в данный момент.

3. Принимать решения только в спокойном состоянии.

Раздражение, стресс, спешка – главные враги ответственного руководителя. Поэтому если вы не можете совладать с эмоциями, по возможности воздержитесь от принятия серьезных решений, которые могут иметь значимые последствия. Помните, что действовать нужно не только быстро, но и осмотрительно. А потому всегда давайте себе время на то, чтобы оценить сложившуюся ситуацию с учетом всего накопленного опыта, представить варианты развития событий, внимательно изучить и проанализировать всю информацию о проблеме, причинах ее возникновения и путях разрешения. При этом постарайтесь быть максимально объективным и хладнокровным, иначе почти наверняка упустите какую-нибудь важную деталь. Если же решать нужно срочно, хотя бы на несколько минут переключитесь на что-либо другое, отвлекитесь от того, что вас раздражает, сделайте пару физических упражнений, чтобы уменьшить напряжение, и только после этого возвращайтесь к проблеме.

4. Прежде чем что-либо решать, следует убедиться, что доступна вся ключевая информация.

Любому управленцу просто необходимо уметь распределять получаемые данные по степени важности, вычленять из всей массы поступающей информации ту, которая имеет отношение к проблеме и может повлиять на принимаемое решение. В принципе, степень компетентности специалиста в вопросе определяется тем, насколько точно он может определить, какие сведения нужны для принятия решений в данной сфере. Поэтому сначала следует выяснить, все ли аспекты проблемы освещены достаточно полно, затем выделить главное и сосредоточиться на нем и ни в коем случае не пытаться домыслить то, что осталось неизвестным. Желательно придерживаться такого алгоритма:

1) собрать все доступные факты, обращая особое внимание на те, которые могут объяснить другие факты;

2) классифицировать имеющуюся информацию по уровню значимости в порядке убывания;

3) выделить наиболее значимый момент, который может стать основой для принимаемого решения;

4) уяснить взаимосвязи между фактами, событиями и элементами в данной ситуации.

В процессе сбора информации не следует чересчур увлекаться: в какой-то момент нужно прекратить накопление данных и перейти к их анализу, а затем к действиям. Да, информации должно быть достаточно, но не слишком много: избыток сведений нередко запутывает и усложняет принятие решений вместо того чтобы упрощать его.

5. Учитывать чужое мнение.

Не всегда стоит полагаться исключительно на себя, взгляд со стороны иногда помогает увидеть проблему в новом ключе. Если ваше решение как-либо повлияет на других людей, желательно сообщить им об этом, рассказать, какие есть варианты и спросить, что они думают на этот счет. Также есть смысл обратиться к тем, кто может оказать вам помощь в реализации ваших замыслов и идей. Разумеется, можно и нужно спросить совета у тех, чье мнение для вас ценно и значимо. Полезно обсудить ситуацию с людьми, которые мыслят иначе, чем вы: их размышления могут подсказать вам нестандартное решение, особенно если вы зашли в тупик. Не сомневайтесь, всегда найдется человек, который уже попадал в ситуацию, подобную вашей. Как правило, люди, сумевшие добиться успеха в той или иной области, охотно делятся своим опытом и готовы дать дельный совет. Не упускайте же такую возможность. Однако помните, что ответственность за принятое решение лежит на вас, а потому не следуйте слепо услышанным советам, анализируйте их и обязательно проверяйте, насколько применимы полученные рекомендации в вашем конкретном случае.

6. Ничего не бояться.

Все выяснив и проанализировав, смело делайте шаг вперед – принимайте решение. Будьте готовы к тому, что оно может оказаться ошибочным, и не бойтесь этого. К сожалению, ошибок не избежать, но если вы будете их бояться, не сможете двигаться дальше. Если возможно, заготовьте страховочный вариант, который поможет уменьшить отрицательные последствия ошибки, если нет – соберитесь с силами и делайте то, что считаете нужным. Только опыт поможет вам научиться принимать правильные решения в самых сложных ситуациях, а приобрести его, не попадая в такие ситуации, увы, невозможно.

7. Всегда идти дальше.

Приняв решение, не сомневайтесь в его правильности, не стройте догадки о том, что было бы, если бы вы поступили иначе. Смело действуйте, держась намеченного курса. Сразу же сообщите о своем решении всем, к кому оно имеет отношение, убедитесь, что вас поняли верно, – только так вы можете быть уверены, что ваши указания будут выполнены точно и в срок. И если потом выяснится, что вы допустили ошибку, не занимайтесь самоедством. Спокойно и вдумчиво проанализируйте ситуацию, найдите причину ошибки и учтите этот опыт в следующий раз.

Источник: bizidei.ru

FC-Barca