Психология предпринимательства и бизнеса

Для того чтобы понять, что представляет собой психология предпринимательства и бизнеса, нужно сначала определить понятия предпринимательства. Это необходимо потому, что сегодня в науке до сих пор отсутствует единство в понимании сущности предпринимательства, отличительных его признаков и даже отсутствует общепринятое и четкое определение термина предприниматель. Трудностей определения предпринимательства  несколько. Одна их них состоит в том, что предпринимательство – это одновременно и общеупотребительный термин, и научное понятие. Как общепринятого термина, его содержание раскрывают толкования в энциклопедиях и словарях. В них предпринимательство определяется как деятельность, которая связана с созданием, развитием и поддержанием бизнеса, производством товаров и (или) услуг.
Понятие предпринимательство само по себе имеет не только лишь экономическое (как собственно производство товаров или услуг для получения прибыли), но и психологическое содержание. Что-либо предпринять – значит сделать инициативное действие, проявить активность еще до того, как станут четко определены все ее условия и возможные последствия.

Понятия предпринимательства.

Таким образом, сегодня предпринимательство является видом экономической деятельности, который предполагает наличие у субъекта этой деятельности особых психологических качеств. Психология предпринимательства и бизнеса главной задачей определяет раскрытие этих самых особых психологических качеств.

Сегодня наиболее характерной чертой рыночных отношений является именно предпринимательство. Согласно современного законодательства, оно определяется как инициативная и самостоятельная деятельность граждан государства, осуществляемая от собственного имени, на свой риск, под личную ответственность (имущественную), направленная на получение общей прибыли и своего личного дохода.

Сегодня существует три психологические научно-прикладные проблемы предпринимательства: политико-психологическая проблема взаимоотношений субъектов предпринимательства с государством, проблема образа предпринимателя в сознании масс и проблема составления и изучения психологического портрета личности предпринимателя.

Психология предпринимательства и бизнеса обращает больше внимания на портрет предпринимателя. В научных исследованиях образа предпринимателя известна хорошо «дистанцированная гипотеза Шмельдерса», различие в которой проводится между образом предпринимателя «вблизи» и «на расстоянии». В случае рассмотрения образа предпринимателя «на расстоянии» речь идет о почти неосознанном массовом психологическом стереотипе предпринимателя, «вблизи» –индивидуализированный образ, который строится опираясь на собственный опыт. Мнение «вблизи», несомненно, дифференцированнее и позитивнее, чем «на расстоянии».

Образ современного предпринимателя, например, в социологическом анализе будет скорее негативен, «вблизи», автопортрет — образ предпринимателя в собственных глазах, будет почти гарантированно со знаком плюс. Свидетельство этому — ярко выраженная профессиональная удовлетворенность современных предпринимателей.

Определяет психология предпринимательства четкий психологический портрет предпринимателя. Важные для него качества рассматриваются в интеллектуальном, коммуникативном, мотивационно-волевом блоках и в самоактуализации.

Важные качества предпринимателя.

В интеллектуальном блоке важными качествами для предпринимателя являются его  комбинационный дар, компетентность, развитое воображение, развитая интуиция, реальная фантазия, креативность и перспективное мышление. Коммуникативный блок предполагает наличие таланта координатора усилий сотрудников, способности и готовности к социально лояльному общению с людьми, одновременно способности идти против течения. Мотивационно-волевой блок предполагает наличие склонности к риску, внутреннего локус контроля, стремления бороться и побеждать, потребности в общественном признании и самоактуализации, мотив достижения должен преобладать над мотивом избегания неудач.

По мнению многих экспертов, да и самих предпринимателей, каждый предприниматель является сегодня самоэксплуататором, поэтому ему жизненно необходимы также хорошее здоровье, оптимизм и неиссякаемая энергия.

Весь этот полный перечень характеристик и качеств относится, естественно, к портрету предпринимателя скорее идеального, чем типичного. Для обеспечения успешной деятельности типичного реального предпринимателя, в его портрете должны обязательно присутствовать определенные сочетания качеств. Литературные данные и проведенные научные психологические исследования говорят лишь о наличии обязательных компонентов, которые приведены в мотивационно-волевом блоке. Предприниматель – это, прежде всего, фигура активная, ищущая, исполняющая,  действующая. Все компоненты в мотивационно-волевом блоке остаются необходимыми для психологического портрета успешного предпринимателя независимо от вида, формы и сферы предпринимательства (коммерческой, финансовой, производственной), уровня предпринимательства (бизнес малый, средний, крупный) или других специфических черт.

Источник: bizidei.ru

FC-Barca