Рыболовно-туристическая база как бизнес.

Первой страной, официально объявившей о том, что доходы от спортивной и любительской рыбалки во много раз превышают доходы от промышленного лова рыбы, была Америка: там этот вопрос обсуждался правительством еще в 1960-е годы. Ежегодный доход от любительского рыболовства в Финляндии составляет примерно $500 млн. В Канаде эта цифра приближается к миллиарду, а стоимость рыболовной инфраструктуры, рассчитанной на любителя, оценивается в несколько миллиардов долларов. В России этот вид бизнеса только набирает силу, это при том, что, по данным Росрыбхоза, объем любительской добычи рыбы составляет около 60 тонн в год. Рыболовно-туристическая база может быть неплохим бизнесом, подробнее об этом интересном и довольно прибыльном бизнесе читайте в статье.

 

До 1990-х годов рыболовно-туристическая индустрия в России развивалась настолько вяло, что можно было бы сказать, что это и не индустрия вовсе, а так — попытка. Дмитрий Железков, владелец нескольких рыболовных баз на Нижней Волге, говорит, что сейчас ситуация в корне изменилась и базы растут как грибы после дождя. Когда он начинал в 1999 году, на Волге и Ахтубе было не больше десятка баз. Сейчас их, по статистике Астраханского комитета по туризму, около 50 полностью законных и примерно 200 полузаконных, многие из них приносят неплохой доход. Единственное, о чем жалеет Дмитрий, что не начал года на два раньше: в 1997-м Волга вообще была золотым дном.

Базы Дмитрия называются исключительно по номерам московского региона — «77», «97», «99». Запись на эти базы идет за год со 100-процентной предоплатой. Если в марте получится записаться на конец сентября — удача. Для Дмитрия такой успех поначалу был полной неожиданностью и последней надеждой. Сегодня он минимум два раза в год получает предложение о продаже его бизнеса: рыболовная индустрия становится все более привлекательной для инвесторов. Хотя заниматься рыбалкой Дмитрий начал от отчаяния.

— Сейчас мне не очень хочется рассказывать, что я делал до рыбалки. Правда, этим тогда вся Москва занималась, я прошел все стандартные для того времени способы зарабатывания денег: работал тренером по плаванию, затем «челночный» бизнес, продажа и перепродажа обуви и одежды, оргтехники, компьютеров и так далее. Потом все это пришло в упадок, а я стараюсь придерживаться такого принципа — «или ты первый, или никакой». Пришлось искать другие пути. Далее история тоже развивалась стандартно: кризис 1998 года «съел» все, у Дмитрия остались только машина, жена и двое детей, которые к тому времени уже учились в частных школах, да и вообще семья привыкла к определенному уровню дохода.

Дмитрий ситуацию характеризует просто: «Надо было что-то делать. Женщин в эти проблемы посвящать не принято, детей тем более. А рыбалкой я занимался с детства». Юрий Никулин говорил, что «счастье — это когда с удовольствием идешь на работу и с удовольствием возвращаешься домой». Дмитрий решил попробовать заняться тем, что было бы приятно, но чтоб за это еще и деньги платили.

— В рыбалке я разбирался от и до. И на подъем легкий: мне ничего не стоило на выходных прыгнуть в машину, намотать тысячу километров туда-сюда, закинуть два раза удочку и вернуться. Я приехал на базу одной астраханской государственной организации, на которую ездил еще в советские времена, она была в запустении — заросли выше ворот. Предложил взять эту базу в аренду и в течение полугода — с осени до весны — восстанавливал ее максимально бюджетно. Привел в порядок все полуразвалившиеся домики: разобрал их, потом собрал обратно, делал все сам, стройматериалы заказывал на заводе, чтобы дешевле было. Купил пять моторов — один наш и четыре маломощных импортных, они тогда стоили относительно недорого. При этом старался делать все с максимальной заботой о клиентах: в домиках было все, вплоть до зубочисток, палочек, чтобы в ушах ковыряться, туалетной бумаги, керосиновых ламп, если вдруг электричество отключат, и свечек, если керосин кончится.

Всего я в эту первую базу вложил $30 тыс.: $15 тыс.- от продажи иномарки, еще столько же занял. Это был последний шанс заработать денег, чтобы было, на что жить. Я продал иномарку, купил «Жигули», в Астрахань ездил по три-четыре раза в месяц. Машина за год прошла 150 тыс. км, в два раза больше таксистской нормы. Следует заметить, что у Дмитрия особая репутация на рыболовных сайтах в Интернете. Более того, многие любители рыбной ловли считают, что продвижение своих баз в Интернете было его особой «фишкой», между тем в Интернет Дмитрий пошел не просто так.

— Денег на рекламу у меня не было, поэтому я сидел на всяких рыболовных сайтах и оттуда приглашал рыбаков, одновременно советуясь с ними. Правда, этому приглашению предшествовала тонкая психологическая подготовка- я какое-то время зарабатывал репутацию, давал людям десяток советов такого характера: езжайте туда — там наловите. При этом место должно было быть указано 100-процентное, чтобы у человека не было причин вернуться без рыбы.

А в этом надо разбираться: знать, что весной на этом озере не клюет, а на этой речке в октябре будет хороший клев. Я с удочкой вдоль и поперек объездил все ближайшее Подмосковье и пол-России, естественно, рекомендовал беспроигрышные места. И мне это в дальнейшем помогло, когда я открылся, написал в конференции, что есть база в низовьях Волги, принадлежит она мне, вы знаете, что я не вру, рыбалка там хорошая. И апрель у меня был полный. За год вложенные деньги «отбил». Раздал долги и все остальное. Но, естественно, первое время я всем занимался сам: на телефоне круглосуточно, сам заказы принимал, сам людей размещал — все сам. И все деньги, которые я тогда зарабатывал, тут же вкладывал в базу: улучшал условия, покупал моторы, лодки и так далее. База заработала репутацию.

Рыбное Эльдорадо

На Нижней Волге есть базы и дешевые, без удобств, и дорогие, вроде комплекса Night Flight, на строительство которого было потрачено около $2 млн., а сам он больше напоминает поселок на Рублевке, чем рыболовную базу. Хотя большинству рыбаков обычно нужны просто домик, лодка, мотор и чтобы рыба ловилась. На этот необходимый минимум Дмитрий и делал ставку.

— В конце 1990-х на Нижней Волге было всего десяток баз, одновременно со мной открылось еще несколько, моя была самая бюджетная. Цены были — $10 на человека в сутки. С едой и бензином получалось меньше $20. Моим главным нововведением было то, что я давал людям выбор: есть в кафе или готовить самим, брать лодку с мотором напрокат у меня или же пользоваться своей.

Ни на одной другой базе этого не было: человек покупает тур сразу с питанием, оплачивает его и питается, даже если ему эта еда не нравится или он не хочет есть. У меня на территории базы есть кафе, и я постоянно слежу, чтобы там было вкусно. Первое время сам занимался закупкой продуктов. Про личную жизнь можно было в то время, конечно, забыть. С женой Дмитрий разошелся, хотя, как он сам утверждает, не из-за того, что он все время проводил в Астрахани, а просто все к этому шло.

— На второй год я построил более дорогую базу. С более комфортабельными условиями. База на 100 человек по $10 получает за день $1 тыс. База на 20 человек по $50 тоже получает за день ту же $1 тыс., но насколько меньше проблем с 20 рыбаками, чем с сотней. С одной стороны, $10 привлекательнее для клиента. С другой, найти всего 20 человек, которые готовы заплатить $50 за день, тоже не так сложно. В конце 1990-х людей привлекала прежде всего дешевизна базы. Сегодня люди готовы платить за удобства: чтобы в домике были туалет, душ, кондиционер. Это при том, что рыбалка в Астрахани везде нормальная, Астрахань — это вообще рыбное Эльдорадо. Если в средней полосе малек карпа за год прибавляет 300 г, то в Астрахани — 800.

Почему люди летом ездят на море? Потому что там они с максимальной вероятностью получат хорошую погоду. Точно так же рыбаки ездят на Нижнюю Волгу: здесь вероятность наловить рыбу максимальна по сравнению с остальными регионами. Сейчас уже хочется иметь меньше проблем от количества клиентов, но получать те же деньги или по возможности больше. В Астрахань ежегодно приезжают 2,5 млн. человек, это статистика ГАИ, 85% из которых — москвичи. Многим уже нужен определенный комфорт, и они готовы за него платить. Только за рыбой едут в основном люди из регионов. Им, конечно, на условия наплевать: нужно подешевле и чтобы рыбы побольше.

Кадры решают все

Самая большая проблема любого бизнеса и самое большое его достояние- это люди. Найти местных жителей, чтобы управлять ими за 1,5 тыс. км, — задача непростая. Железкову потребовалось определенное количество времени и собственных проб и ошибок, чтобы выработать успешную схему работы с персоналом.

— Персонал у меня весь местный, первое время текучка была страшная. Вообще, не в обиду будет сказано, но астраханцы — непростой народ, многонациональный и при этом с определенным менталитетом. Нужно одновременно хорошо знать их проблемы, где нужно — пойти навстречу, где нужно — надавить. В общем, подобрать персонал, сделать так, чтобы все работали строго по твоему плану, нелегко. Но в конце концов я пришел к определенной схеме работы: я на 100% контролирую лодки, моторы, получение денег за проживание. Учитывая, что заполняемость у меня 100-процентная, управляющий не может подселить никого слева- просто некуда. На откуп управляющему я отдал кафе, бензин и другие услуги. Конечно, я контролирую качество пищи, но вся прибыль, которую возможно получить с кафе, идет управляющему, и он с нее уже платит зарплаты, за коммунальные услуги и оставляет себе.

В своих населенных пунктах люди, которые у меня работают, считаются зажиточными. Естественно, время «не сезона» — с ноября по середину марта — они закрывают с летнего заработка. Это оказалось выгодно всем: я не волнуюсь от того, что меня обманывают, они работают на себя, не заботясь, чтобы меня обмануть. В последнее время все больше людей ездит на зимнюю рыбалку — и этих клиентов я также отдаю управляющему. Москвич, пытающийся зарабатывать деньги в регионах, — фигура для местных почти всегда раздражающая. Хотя Дмитрий утверждает, что постепенно отношение начинает меняться в сторону несомненного улучшения. Причем как со стороны властей, так и со стороны местного населения. Хотя в общении с властями Дмитрий особых проблем не видит.

— В общении с властями есть одна небольшая тонкость: надо стараться дело иметь только с руководителем, отсекая всяких посредников, которым хочется поживиться за твой счет. Надо сразу сказать, что администрации района выгодно, чтобы я существовал и чтобы существовал хорошо. Во-первых, я создаю рабочие места: у меня работают 80 человек местного населения. Во-вторых, каждую весну в районе существует опасность паводков- каждую весну, к примеру, администрация района обращается ко мне, и мы даем часть денег на проведение противопаводковых работ, укрепление вала и так далее. В-третьих, я плачу налоги, а надо учитывать, что Астрахань это не Москва, любая поступающая в районный бюджет сумма для них существенна. В-четвертых, есть 9 Мая, когда совершенно добровольно мы помогаем ветеранам.

На какие-то выборы у нас всегда можно попросить, на ремонт сельсовета и так далее. То есть для властей мы реально полезны. Тем не менее прошли выборы, сменился глава администрации, и вся новая команда норовит по новой познакомиться. И вот они все по очереди звонят на базы: привозите документы на проверку. Управляющий садится в машину и едет за 70 верст в администрацию райцентра с документами, приезжает, начальника, по астраханской традиции, может и не быть на месте. И вот мой человек тратит время, тратит деньги на бензин, идет амортизация автомобиля и так далее. Через неделю ему надо опять ехать в райцентр, чтобы эти документы забрать.

Ему говорят, что все нормально, но на всякий случай выписывают штраф в 2-3 тыс. руб., чтобы не расслаблялись. Конечно, это не Москва, инстанций там меньше, взаимопонимание найти проще. На следующий год Дмитрий Железков уже планирует открытие четвертой базы в Астраханской области, ближе к Волгограду, точнее, это будет даже не база, а небольшой рыбацкий городок на 100-120 человек.

Правда, рыбалка позволила начать и другой, очень близкий к ней бизнес. — Два года назад я стал эксклюзивным дилером моторов Mercury в Южном федеральном округе, владельцем единственного сертифицированного сервисного центра. Помимо обслуживания частных лиц и коммерческих структур, сервис получил право на тендерах обслуживать моторы, поставлять запчасти и комплектующие всем федеральным структурам, которые так или иначе связаны с водой: пограничникам, МЧС и так далее. Эту марку выбрал потому, что Mercury является старейшим и самым заслуженным производителем лодочных моторов, по технологиям не на шаг, а на два опережает своих ближайших конкурентов, тот же принцип — «или первый, или никто».

Думать о будущем

— В 2004 году вышел закон, позволяющий получить право на участок акватории для организации спортивно-любительского рыболовства и контролировать здесь вылов рыбы. Этот закон одновременно не мешает развиваться моему бизнесу, но и призван регулировать рыболовную ситуацию в регионе. Я имею право на выкуп квот по государственным расценкам и продажи так называемых fishcard, разрешающих вылов 5 кг рыбы в сутки одним человеком. Сейчас в Астрахани реально становится все меньше и меньше рыбы. И только недавно администрация области догадалась, что это связано не с вредными выбросами в реку: предприятия уже 10 лет стоят, а количество рыбы все уменьшается. Дело в том, что, помимо браконьерства и неконтролируемого промыслового лова, рыболовы-любители вылавливают рыбу в количествах, сопоставимых с промышленными масштабами.

Ко мне иногда приезжают из регионов рыбаки на «Газелях», в кузове у которых стоит несколько пластиковых бочек: они на месте засаливают рыбу для дальнейшей перепродажи. Поэтому у меня на базе действует принцип «попав сюда, забудь о заготовке», я не одобряю подобный подход и всегда стараюсь избавиться от таких клиентов. Нужно думать о будущем. Во всех цивилизованных странах уже давно следуют принципу «поймал- отпусти». Хотелось бы также в этих вопросах получать поддержку государственных органов рыбохраны, чтобы контролировать норму вылова непосредственно на воде.

 

Источник: bizidei.ru

FC-Barca