Широкая или узкая специализация?

В последние годы не утихают споры относительно специализации: должен ли человек на конкретном месте обладать широкими познаниями и навыками в своей области или же ему необходимо более тщательно овладевать знаниями в одной конкретной, узкой специальности? Своим видением этих вопросов делится Елена Литасова, руководитель компании.

— Бывает, что руководители отказываются даже рассматривать кандидатуры людей, если те обладают узкой специализацией, хоть в какой-то мере отличной от заранее определенной. Чем обусловлено такое отношение, и насколько оно оправданно?

— Я не думаю, что это оправданно. Мы живем в стране профессиональных перекосов.

Сначала жизнь протекала по понятной схеме, все получали традиционное, понятное образование. А потом вдруг раз и вчерашние физики, математики, филологи стали банкирами, бухгалтерами, дизайнерами. В каждом человеке скрыт громадный потенциал, который можно реализовывать бесконечно. Чем уже специализация, тем уже точка зрения.

Мне приятнее, когда человек сведущ во многих областях, а не только в области своих специальных знаний, и, как правило, профессионалы высокого класса именно таковы, и именно их успехи наиболее сильно впечатляют.

А подобное отношение, на мой взгляд, связано с тем, что многие руководители просто не хотят тратить время на обучение по-настоящему талантливого сотрудника, предпочитая подходить к вопросу формально — взять на работу человека, который удовлетворяет первичному набору профессиональных качеств, и вздохнуть свободно.

— Если говорить о смене специализации и направлений деятельности, допускаете ли вы при этом определенные возрастные ограничения? Насколько успешность таких перемен в целом связана с возрастом?

— Все зависит от конкретной профессии и конкретной позиции. Естественно, что на каких-то позициях и в некоторых профессиональных областях, особенно связанных с физической нагрузкой, кандидаты солидного возраста не всегда выглядят уместно. Однако повальное желание видеть, с одной стороны, грамотного специалиста с опытом работы, а с другой — в возрасте, скажем, до 25 лет, тоже не представляется мне разумным. Некоторые навыки приобретаются только с опытом, да и осознанная мотивация появляется не сразу. Но с возрастом же, к сожалению, увеличивается уровень ригидности, к требованиям на новом месте приспосабливаться становится труднее. Возраста не нужно бояться, но и не нужно забывать о необходимости постоянного обучения.

Гораздо более сложная задача, на мой взгляд,- добиться отличных результатов от молодых специалистов, только-только окончивших вуз. Такие люди пока не нашли себя, не всегда уверены в том, где хотят работать. В некоторых случаях им недостает внутренней дисциплины, желания выполнять жесткие правила.

— Какие наиболее распространенные проблемы встречаются при смене специализации и назначении на должность человека с непрофильным образованием? Какими средствами их можно предотвращать?

— Здесь можно порекомендовать единственное средство — обучение, обучение и еще раз обучение. Еще надо налаживать коммуникации в коллективе, обеспечивать постоянную атмосферу взаимопомощи, создавать условия для наставничества. Ни в коем случае нельзя пускать на самотек процесс вхождения человека в должность и профессию.

Единственно серьезной проблемой может стать время.

Сотруднику, не сведущему в определенной профессиональной области, нужно больше времени на ознакомление с бизнес-процессами и технологиями. Отчасти, как я уже отметила выше, это решается с помощью постоянного обучения. К примеру, начав заниматься рекламой, я не умела практически ничего. Однако старалась ходить на всевозможные тренинги в этой области, просила, чтобы руководство компании направляло меня на учебу. Работодатель пошел навстречу, за что я очень благодарна компании.

— Часто ли бывает, что человек, начавший заниматься некой деятельностью, не соответствующей его образованию и опыту, не справляется с поставленными перед ним задачами?

— Такое, безусловно, случается. Но, по моему опыту судя, вероятность такая же, как если бы узкий специалист вдруг попал в постоянно меняющиеся условия работы. Всякий раз это очень индивидуально.

— Какой кандидат в ваших глазах выглядит более привлекательным: тот, резюме которого говорит об опыте в различных областях, или специалист узкого профиля, и почему?

— Мне проще всего объяснить ситуацию не примере своей профессиональной области. Я специалист по рекламе. История рекламы в ее современном виде в России насчитывает максимум лет шестнадцать.

Поэтому в большинстве случаев говорить о какой-то узкой специализации в области рекламы или PR просто не приходится. Рекламист почти никогда не знает, какие именно проекты ему придется делать завтра, с чем они будут связаны и какие специальные знания могут для этого понадобиться.

Человеку, работающему в этой области, нужны навыки в области коммуникации, требуется постоянно отслеживать и оптимизировать рекламную кампанию, важно уметь очень легко и быстро включаться в тему и гореть ею. И где этому учат? Конечно, нигде. Факультеты, подготавливающие специалистов по рекламе и PR, дают базовые знания, общие навыки. Настоящего специалиста готовят только желание, опыт, честность, способность грамотно разрабатывать стратегию и тактику. Именно эти качества могут обеспечить долговременное и плодотворное сотрудничество с клиентами. На поставленный вопрос я бы ответила так: нужен гармоничный компромисс. Нередко приходится чуть ли не с первого дня работы браться за несколько разноплановых проектов, и чрезмерно узкая специализация может скорее повредить, чем быть полезной.

В то же время умение заниматься всем понемногу, не включаясь в процесс полностью, тоже может оказаться не к месту.

Источник: bizidei.ru

FC-Barca