Свой бизнес — типография

Несмотря на динамичное развитие информационных технологий, электронного документооборота и виртуальных медиа-ресурсов, бумажные носители до сих пор остаются наиболее распространенными носителями информации. Поэтому все, что связано с предоставлением полиграфических услуг от изготовления бланков до печати рекламной продукции пользуется устойчивым спросом. При грамотной и умелой постановке дела в этом бизнесе еще можно отыскать своего потребителя и занять свободную нишу рынка.

Начинать стоит с концепции, на которую будет опираться в своей деятельности будущий типографский бизнес. Прежде всего, необходимо определить целевую аудиторию и основных потребителей услуг. На этом этапе нужно будет определить потенциальных клиентов, пользующихся услугами типографии на постоянной основе. Найти достаточно свободную нишу, где не так много конкурентов и определить будущую номенклатуру и качество предоставляемых мини-типографией услуг, а также основные подходы к стратегии и тактике продвижения своих услуг. Основными направлениями деятельности типографий в настоящее время являются изготовление книжно-журнальной продукции, производство упаковки, этикеток и бланков, оказание услуг рекламной полиграфии и производство газет.

Наиболее емким и интересным для небольшой типографии является сегмент по производству рекламной полиграфии. Спрос на буклеты, календари, плакаты, флаеры и т.п. стабильно растет. Этот факт побуждает заниматься их разработкой и выпуском практически всех присутствующих на полиграфическом рынке игроков. Степень технического сопровождения может варьироваться от простой разработки дизайн-проекта с дальнейшей передачей для реализации сторонним подрядчикам до предоставления полного спектра услуг собственными силами «под ключ».

Первоначально, на стадии формирования клиентской базы и до приобретения собственного оборудования имеет смысл передавать заказы действующим типографиям. Доверять выполнение заказа следует зарекомендовавшим себя партнерам.

По мере наращивания оборотов отрабатывается собственная схема технологического процесса, который должен включать в себя обработку заказа дизайн-студией, допечатную подготовку и согласование материалов, изготовление форм, печатный процесс и послепечатную обработку (резку, фальцовку, тиснение, подборку и т.п.). Важно разработать систему контроля качества производства на всех звеньях технологической цепочки, которая будет призвана свести к минимуму возможные недочеты и ошибки и тем самым исключить излишние затраты на переделку заказа.
При подборе оборудования для мини-типографии стоит исходить из того, что объем поступивших заказов должен обеспечивать оптимальную загрузку производственных мощностей. В противном случае, при покупке слишком мощного оборудования придется столкнуться с дефицитом заказов или, наоборот, недостаточная производительность может повлечь за собой нарушение сроков их исполнения. И в том и в другом случае это чревато финансовыми и репутационными потерями для бизнеса.

Оснащение мини-типографии предпочтительнее начинать с не самых дорогих машин и по мере развития и накопления опыта докупать недостающее оборудование. В зависимости от основного направления печатной деятельности типографии отбор оборудования может производиться по нескольким критериям.

В случае, если типография производит по большей части черно-белые материалы, то полезным приобретением будет ризограф. Достаточно хорошая машина стоит около 250 тыс. рублей. Цена может отличаться в ту или иную сторону в зависимости от комплектации и предлагаемых продавцами сервисных услуг. Скорость и экономичность работы ризографа сделали этот прибор одним из самых популярных в использовании мини-типографиями. Низкая себестоимость оттиска, малая энергоемкость, экологическая чистота, доступность расходных материалов являются основными преимуществами ризографа. Кроме этого, эксплуатация ризографа не требует дополнительных затрат на подготовку печатного процесса и специальное обучение персонала. Эти машины «всеядны» и способны работать на бумаге практически любого качества, от недорогой и тонкой и вплоть до картона.
Важная проблема, которую нужно решить при выборе ризографа – какой аппарат покупать. Новый или бывший в эксплуатации? Стоимость б/у машины, конечно, склонят чашу весов в пользу такого приобретения. Но здесь нужно учитывать, что изношенность основных частей и механизмов должна позволять без излишних затрат изготавливать продукцию приемлемого качества. Также желательно, что бы в штате имелся специалист, способный распознать и устранить возможные неполадки оборудования, поскольку, наверняка, бывшие в употреблении аппараты продаются без каких-либо длительных гарантийных обязательств, а их ремонт в специализированном сервисном центре – удовольствие не из дешевых. К тому же из-за поломок будет простаивать и весь бизнес типографии.

Некоторые специалисты рынка полиграфических услуг утверждают, что для вновь созданной типографии лучше приобретать новый ризограф. Это избавит владельца от головной боли по поводу возможных сбоев и поломок основного элемента производства. Предлагаемые продавцами оборудования условия приобретения нового оборудования в лизинг или рассрочку, возможно, решат вопрос с нехваткой денег на покупку нового аппарата.

При приобретении ризографа необходимо обратить внимание на то, что конкуренты в подавляющем числе случаев используют такие же машины. Поэтому необходимо подумать о том, какие преимущества типографии можно предложить в целях привлечения клиентов. Это могут быть скорость исполнения заказа, возможность доставки заказа «до двери», предоставление дополнительных услуг, бонусов и т.п.
Хорошим дополнением к ризографу будет приобретение цветного копировального аппарата. Это существенно расширит спектр предоставляемых услуг. Стоимость такого приобретения колеблется от 250 тыс. до 1,5 млн. рублей, но цветной копировальный аппарат позволяет увеличить номенклатуру выпускаемой типографией продукции и привлечь более требовательных к качеству клиентов.

В случае, если типография намерена специализироваться на более сложных заказах, то альтернативной ризографу будет полноценная офсетная машина, позволяющая создавать сложные цвета, смешивать их, а также справляться с объемными заказами. Капиталовложения в такую «чудо-машину» составят не менее 300 тыс. рублей. За эти деньги можно приобрести подержанное оборудование и постепенно «достраивать» его в соответствии с требованиями к качеству продукции. В элементы «достройки» войдут машина для резания, оборудование для производства печатных форм (копировальная рама и процессор для проявки форм), аппарат для скрепления, машина для сгиба и др.

Содержание офсетной машины в абсолютном значении обойдется дороже, чем содержание ризографа, но соотношение качества и себестоимости продукции уверенно нейтрализует этот недостаток.

Печатное производство с помощью офсетной машины также потребует привлечения специалиста в области печатания. По словам владельцев типографий, найти такого мастера достаточно трудно, поэтому многие из них прибегают к помощи учебных заведений, готовящих таких специалистов. И уже стадии учебы присматривают талантливых и трудолюбивых специалистов.

Еще одним важным моментом является правильный подбор помещения для типографии. Здесь также все зависит от выбора форм и методов работы, но, во всяком случае, площадь, отведенная под размещение типографии должна составлять не менее 30 квадратных метров. Желательно, чтобы типография располагалась в относительно доступном месте и у клиентов была возможность сделать заказ и получить готовую продукцию без лишних ожиданий, выписывания пропусков и долгих исканий в какой-нибудь промышленной зоне. Типографии, выполняющие большие заказы, будут нуждаться в складских помещения для хранения расходных материалов и готовой продукции, поэтому должным образом необходимо продумать и принять оптимальную схему логистики.

Когда технологический процесс будет отлажен, важно, чтобы отработанная в начале, система контроля качества имела обратную связь и в процесс вносились нужные коррективы, оптимизирующие производство.

Что касается возврата вложенных в организацию типографии финансовых ресурсов, то большинство экспертов сходятся во мнении, что «отбиваться» вложения начнут примерно со второго-третьего года работы. К этому бизнесу очень хорошо подходит высказывание «что в первый год бизнес кормит владелец, во второй – бизнес кормит себя сам, а в третий – бизнес кормит своего хозяина».

Источник: bizidei.ru

FC-Barca