Конфликтные сотрудники есть в каждом коллективе, а потому для любого руководителя актуален вопрос, как с ними справиться. И проблема эта действительно весьма серьезна: подобные работники постоянно нарушают трудовую дисциплину (опаздывают, а иногда и просто прогуливают, придумывая себе оправдания, которые часто поражают несерьезностью), халатно относятся к своим обязанностям, срывают установленные сроки выполнения работ. Бывает и так, что человек безукоризненно пунктуален и исполнителен, но при этом постоянно конфликтует с коллегами, регулярно хамит им и старается сделать какую-нибудь подлость. Наличие хотя бы одного такого сотрудника крайне отрицательно сказывается на деятельности всего коллектива: люди все время испытывают стресс, отвлекаются от работы, трудятся неохотно и значительно менее эффективно, чем в нормальных условиях. Да и не каждый клиент или поставщик захочет развивать отношения с фирмой, в которой ему регулярно грубят.
Первый вариант решения проблемы, который сразу же приходит в голову, – уволить наглеца. Однако не стоит торопиться с такими кардинальными действиями. К тому же иногда конфликтные сотрудники бывают очень ценными специалистами, и найти замену им оказывается непросто. Во многих случаях урегулировать ситуацию можно вполне мирным путем, нужно лишь соблюдать пять несложных правил.
1. Сразу же обращайте внимание на проблему.
Часто руководители предпочитают не вмешиваться в отношения в коллективе, ожидая, что подчиненные как-нибудь сами разберутся или проблема исчезнет со временем. Однако в большинстве случаев время играет против и конфликт только усугубляется. Помните: конфликтный человек сам собой никогда не изменится, а загнанное в глубину недовольство других сотрудников, вынужденных терпеть его выходки, рано или поздно проявится эмоциональным взрывом.
2. Оперативно реагируйте.
Заметив, что назревает проблема, нужно быстро разобраться в ее причинах – возможно, решить ее будет значительно проще, чем кажется на первый взгляд. Во многих случаях виновники конфликтов не осознают, что создают дискомфорт для окружающих, или понимают это, но не знают, как исправить ситуацию. Практически все люди хотят, чтобы их уважали и ценили, стремятся подружиться с коллегами. Это стремление можно и нужно использовать, чтобы наладить отношения в коллективе. Поэтому первый шаг, который должен предпринять руководитель, – пообщаться с проблемным сотрудником и выяснить причины и мотивы его поведения.
3. Обсуждайте с конфликтным сотрудником сложившуюся ситуацию.
Уяснив суть проблемы, можно переходить к ее разрешению. Оптимальный вариант – вызвать виновника конфликтов к себе и побеседовать с ним с глазу на глаз. Расскажите человеку о том, что он доставляет окружающим неудобства, понаблюдайте за реакцией. Если ваш подчиненный делает все это не со зла, он удивится, возможно, расстроится. В таком случае просто и спокойно объясните, какие ошибки допускает сотрудник, какие писаные и неписаные корпоративные нормы он нарушает и как ему следует скорректировать свое поведение, чтобы не создавать больше проблем. Для доходчивости можно привести пару примеров, проанализировать одну-две наиболее острые конфликтные ситуации. В общем, дайте работнику шанс измениться и исправиться.
4. Помогите сотруднику измениться к лучшему.
Работа над собой, над улучшением своего характера, выработка коммуникативных навыков – дело непростое. Не оставляйте человека один на один с проблемой, поддержите его. Если вы не можете сами регулярно общаться с конфликтным сотрудником, вставшим на путь исправления, поручите это дело кому-нибудь из своих подчиненных (только выбирайте спокойного и доброжелательного человека, который не был активным участником большинства конфликтов, иначе накопленный негативный опыт общения помешает и ему, и его подопечному). Главное – установить контакт с проблемным работником и постоянно поддерживать его, при необходимости давая человеку советы, подсказывая, как лучше поступить. Имейте в виду, что времени на такую психокоррекцию может потребоваться много, но результат будет ощутимый.
5. Оцените результат и примите соответствующие меры.
Даже если все пойдет хорошо и конфликтный сотрудник станет добросовестно работать над собой, не исключено, что коллектив все-таки не сможет его полностью принять. Возможно, придется перевести такого человека в другой отдел, где работники, не обремененные прошлым негативным опытом, будут лояльнее. Если же проблемный работник не захочет измениться и пойти на компромисс, будет отрицать свою вину и перекладывать ее на окружающих, придется предложить ему выбор: либо принять корпоративные правила, либо уволиться. В большинстве случаев люди предпочитают первый вариант, ведь увольнение и поиск новой работы всегда сопровождаются трудностями.
Подведем итог. Если вы хотите, чтобы ваши подчиненные работали максимально эффективно, уделяйте достаточно внимания контролю персонала, следите за атмосферой в коллективе. Держите руку на пульсе, своевременно реагируйте на события и ни в коем случае не пускайте дело на самотек.
Источник: