Знание – сила

Чтобы бизнес оказался успешным, необходимо соблюсти довольно много условий. Одно из главных – компетентность как руководителя предприятия, так и его рядовых сотрудников. Предприниматель, обладающий достаточными знаниями и умеющий применять их на практике, сможет грамотно организовать бизнес, правильно подобрать штат и адекватно им руководить, ставить цели и достигать их в кратчайшие сроки при наименьших затратах сил. Причем руководителю недостаточно свободно ориентироваться только в какой-то одной сфере – он должен хорошо знать и тот сегмент рынка, в котором действует его компания, и тонкости своего производства, и принципы маркетинга. Кроме того, бизнесмену просто необходимы знания в области психологии, иностранных языков, навыки управления, планирования и анализа, а также многие другие умения в зависимости от выбранной сферы. И даже такие, казалось бы, необязательные для промышленника или торговца качества, как общая эрудиция, умение разбираться в литературе, живописи и музыке, тоже важны: они помогают поддерживать беседу и производить положительное впечатление на клиентов, инвесторов и партнеров.

Но каким бы компетентным во всех вопросах ни был руководитель, без опытных и профессиональных сотрудников ему не обойтись. Продавец, который досконально знает свой товар, способен преподнести его в лучшем виде и умеет общаться с покупателями, обеспечит компании значительно более активные продажи, чем человек, не знакомый с тонкостями торговли. Работник, который знает свое дело и отвечает за результаты своего труда, быстро и качественно выполнит свои обязанности, не нуждаясь в контроле и подсказках, и таким образом сэкономит время руководителя и деньги фирмы.

Итак, принимая на работу новых сотрудников или общаясь с представителями других компаний, необходимо максимально точно определить степень их компетентности. Чтобы сделать это, помните следующие правила.

1. Обращайте внимание на речь человека, на то, какие слова он подбирает. Действительно компетентный человек говорит свободно и связно, практически не повторяясь. Если же ваш собеседник использует штампы, стандартные рекламные фразы, не содержащие конкретной информации, или общие выражения вместо точных данных, это повод усомниться в его осведомленности. Вежливо прервите его монолог, переспросите о чем-либо, как бы желая уточнить то, что не расслышали или не вполне поняли. Если после этого человек продолжает речь в том же стиле или вообще начинает вещать заново теми же словами, можете не сомневаться: он просто заучил этот текст, даже не вдумываясь в смысл слов, и о какой-либо компетентности здесь не может быть и речи.

2. Задайте собеседнику пару нестандартных, неожиданных вопросов: поинтересуйтесь другими торговыми марками, спросите об учредителях компании. По быстроте, полноте и внятности ответа вы сможете точно определить, насколько человек компетентен.

3. В большинстве случаев люди осознают, насколько хорошо они знают и понимают то, о чем говорят. Поэтому судить о степени компетентности собеседника можно и по его манере поведения и внешнему виду. Чаще всего те, кто не уверен в правильности своих слов, говорят медленно, тихо, опускают или отводят глаза, их движения скованны. Однако бывает и наоборот: как бы защищаясь, человек сразу переходит в атаку, заваливает собеседника массой слов, говорит чересчур громко и эмоционально, очень активно жестикулирует, при этом его движения резки и нервны, глаза лихорадочно блестят, но взгляд выдает неуверенность и страх.

4. Если есть возможность, начните беседу с какого-нибудь второстепенного вопроса, обсудите некую общую тему, чтобы оценить степень осведомленности собеседника с предметом разговора, его коммуникационные навыки. Переходите к главной теме постепенно, задавайте уточняющие вопросы – так вы сможете выяснить, насколько хорошо человек ориентируется в данной области. И не забывайте, что некомпетентный работник может претендовать исключительно на низшие должности. Руководящие посты должны занимать только люди, обладающие глубокими познаниями в соответствующей сфере, имеющие опыт работы по данной специальности, умеющие применять накопленный опыт и стремящиеся приумножать свои знания.

Укомплектовывая штат сотрудников, каждый руководитель должен решать одну и ту же проблему: как набрать профессионалов, которые согласны работать только за хорошую зарплату, и при этом вписаться в рамки своего бюджета. В идеале все работники любой компании должны быть компетентными в своей сфере – понимая, что и для чего они делают, люди трудятся эффективнее, допускают меньше ошибок, а потому и фирма развивается динамичнее, а ее руководство тратит меньше денег на обучение, переподготовку персонала и исправление просчетов сотрудников. Если же этот идеал пока недостижим, постарайтесь как можно быстрее повысить уровень компетентности своих работников с помощью тренингов, семинаров и других форм профессионального обучения, стимулируйте их к самообразованию и сами не пренебрегайте новыми знаниями. Помните: компетентность руководителя и его подчиненных – важнейший фактор успеха в бизнесе.

 

Источник: bizidei.ru

FC-Barca